Более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской федерации

 

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Трудовой кодекс в действующей редакции. ТК РФ 2021. Комментарии и судебная практика по ст. 11 ТК РФ. [Трудовой Кодекс РФ Статья 6]. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Новая редакция с комментариями. Консультации юристов по ст. 6 ТК РФ.

Комментарий к ст. 6 TК РФ

1. Исходя из того что согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ст. 6 ТК конкретизирует эти положения.

2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений построено на четком выделении исчерпывающего перечня вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти.

3. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права, могут регулироваться лишь вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти (см. ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005).

4. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356) Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ (СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4826).

5. В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

6. Предоставление субъектами РФ более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с тем, что установлено на федеральном уровне, должно осуществляться за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

7. Если нормативные правовые акты субъектов РФ противоречат ТК или иным федеральным законам либо снижают установленный ими уровень трудовых прав и гарантий работникам, то должны применяться ТК или иные федеральные законы.

Трудовое законодательство и иные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в Российской Федерации

Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда.

Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 г., действует с изм. на г.), федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения регулируются также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, как то:

  • указами Президента Российской Федерации (к примеру, указ Президента РФ от 29 апреля 2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»);
  • постановлениями Правительства Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Программа включает мероприятия, в том числе направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности);
  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (к примеру, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 449 от 28 июня 2007 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства, в том числе безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые);
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. № 178-пр «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» скачать (261.9 KБ);
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления (к примеру, решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района в 2008 г. были утверждены муниципальные целевые программы «Кадры отрасли «Культура» скачать (249.0 KБ) , «Педагогические кадры» скачать (273.5 KБ), предусматривающие мероприятия по целевой подготовке и закреплению молодых специалистов);
  • коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.

Коллективный договор является правовым актом, который заключают работники и работодатель в лице их представителей.

Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации (в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях) или у индивидуального предпринимателя.

Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации (или у индивидуального предпринимателя).

Содержание и структура коллективного договора определены в статье 41 Трудового кодекса РФ и включают следующие вопросы:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

При этом важно помнить, что содержание и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон (соглашению, достигнутому между работодателем и представителями работников).

Содержание и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон.

Кроме того, в коллективном трудовом договоре могут быть определены дополнительные льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда (по сравнению с установленными действующими законами). Однако, возможность установления дополнительных льгот и преимуществ работникам конкретной организации (учреждения, предприятия) напрямую зависит от финансово-экономических возможностей работодателя.

Соглашение - правовой акт, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями.

Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли.

В настоящее время заключено значительное количество отраслевых соглашений, в которых установлены общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли. Приведем лишь отдельные из них:

  • Федеральное отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2009 - 2011 годы скачать (361.4 KБ);
  • Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 - 2012 годы скачать (362.5 KБ);
  • Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы скачать (310.3 KБ);
  • Отраслевое соглашение организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 - 2011 годы скачать (297.9 KБ);
  • Отраслевое соглашение по организациям рыбного хозяйства на 2010 - 2012 годы скачать (306.5 KБ)
  • Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы скачать (306.8 KБ);
  • Отраслевое соглашение по организациям ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2011 - 2013 годы скачать (284.0 KБ).

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности сторон (представителей работодателя и работников), которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности сторон.

В соответствии со статьей 46 Трудового кодекса РФ в Соглашение могут быть включены следующие вопросы:

  • оплата труда;
  • условия и охрана труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • развитие социального партнерства;
  • иные вопросы, определенные сторонами.

В действующих Отраслевых Соглашениях по договоренности сторон включены отдельные разделы, предусматривающие льготы, гарантии и компенсации молодым специалистам и учащейся молодежи.

Вместе с тем, работодателям рекомендуется устанавливать дополнительные социальные льготы и гарантии молодым специалистам, во-первых, за счет собственных средств и с учетом собственных финансовых возможностей, во-вторых, с обязательным включением их в коллективный договор.

Справочно:

Работодатели (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством вправе принимать локальные нормативные акты, содержание нормы трудового права.

При этом важно помнить следующее: Локальные нормативные акты

  • не должны ухудшать положение работника;
  • должны соответствовать действующему трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам и соглашениям;
  • должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии).

Примером локального нормативного акта может служить Положение о молодом специалисте ОАО «РЖД», утв. ОАО «РЖД» 23 декабря 2005 г.

Данное положение было разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», коллективным договором ОАО «РЖД», и направлено на привлечение молодых специалистов на работу, закрепление их в ОАО «РЖД», расширение предоставляемых им социальных гарантий.

В Положении определены:

  • статус и обязанности молодого специалиста;
  • предоставляемые молодому специалисту гарантии и компенсации;
  • обязанности ОАО «РЖД» по отношению к молодому специалисту.

Комментарий к Ст. 6 ТК РФ

1. Исходя из того что согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ст. 6 ТК конкретизирует эти положения.

2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений построено на четком выделении исчерпывающего перечня вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти.

3. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права, могут регулироваться лишь вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти (см. ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005).

4. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356) Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ (СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4826).

5. В федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

6. Предоставление субъектами РФ более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с тем, что установлено на федеральном уровне, должно осуществляться за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

7. Если нормативные правовые акты субъектов РФ противоречат ТК или иным федеральным законам либо снижают установленный ими уровень трудовых прав и гарантий работникам, то должны применяться ТК или иные федеральные законы.

Комментарий к статье 6 ТК РФ

Комментируемая статья связана с федеративной природой государства - Российской Федерации и требует некоторых пояснений конституционного регулирования. Российское государство является федеративным, для него, как и любого иного федеративного государства, характерно разграничение предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ). Все, что относится к исключительному ведению Российской Федерации, определено в ст. 71, сфера совместного ведения установлена в ст. 72 Конституции РФ. Трудовое законодательство, согласно подп. "к" ст. 72 Конституции РФ, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст. 73 Конституции РФ указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов данные субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что субъекты по предметам совместного ведения обладают теми полномочиями, которые не принадлежат Российской Федерации в сфере совместного ведения.

Следует обратить внимание и на ст. 76 Конституции РФ, устанавливающую, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному закону. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Комментируемая статья соответствует Конституции РФ, основам построения совместного ведения в области трудового законодательства и, конкретизируя, дополняя конституционные положения, четко разграничивает полномочия между федеральными органами и органами субъектов РФ в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Часть 1 комментируемой статьи содержит с исчерпывающей полнотой те вопросы, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в указанной сфере. Это означает, что по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов, органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Данное правило прямо закреплено с учетом и других положений в ч. 2 комментируемой статьи.

Часть 3 комментируемой статьи определяет возможность опережающего нормотворчества субъектов РФ, а ч. 4 устанавливает приоритет ТК и иных федеральных законов.

ТК содержит закрытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, что получило свое закрепление в ч. 1 комментируемой статьи.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены те полномочия, которые требуют единого правового регулирования на всей территории РФ. В числе таких полномочий - основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эти направления находят свое выражение в принимаемых на федеральном уровне целевых программах (например, президентская Федеральная целевая программа "Молодежь России") и программах, формулирующих государственные задачи в области содействия занятости населения РФ либо улучшения условий и охраны труда (например, Программа содействия занятости населения города Москвы на 2011 г.), и др.

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено и установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К ведению федеральных органов государственной власти отнесено также определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные дополнения имеют важное значение для обеспечения безопасности и охраны труда работников. Этим вопросам посвящены разд. X ТК, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Говоря об основах правового регулирования труда, следует иметь в виду базовые концептуальные положения трудового законодательства, такие как его цели и задачи, сфера действия, основные принципы и т.д. Так, например, одним из концептуальных положений трудового законодательства является закрепление конституционных принципов свободы труда и запрета принудительного труда. Свобода труда, право каждого человека самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию закреплены в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ и на уровне основного принципа получили свое выражение в ст. 2 ТК.

В процессе правотворческой деятельности субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты, не противоречащие как общим принципам права, провозглашенным в Конституции РФ, так и принципам трудового права, закрепленным в ст. 2 ТК. При соблюдении субъектами РФ вышеуказанных принципов минимизируется опасность значительных расхождений в законодательстве РФ и ее субъектов в области правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

К числу полномочий федеральных органов государственной власти также отнесено обеспечение определенного уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Это означает, что государство на федеральном уровне закрепляет права и гарантии на определенном уровне, который ни в коем случае не может снижаться субъектами РФ. Последние лишь вправе повышать этот уровень, исходя из собственных финансовых возможностей.

На федеральном уровне регламентируется также порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Это необходимо в целях обеспечения надлежащей реализации гражданами своего права на труд в условиях свободы и добровольности труда, запрета принудительного труда и недопущения дискриминации. ТК содержит самостоятельный разд. III "Трудовой договор", в котором закреплены положения, связанные с заключением, изменением и расторжением трудовых договоров. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников, регламентированы разд. XII ТК.

Предметом полномочий федеральных органов государственной власти являются основы социального партнерства в области труда, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений. Данные вопросы в настоящее время регулируются разд. II ТК и другими федеральными законами: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об объединениях работодателей", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Указанные Законы применяются согласно ч. 1 ст. 423 ТК постольку, поскольку они не противоречат ТК.

Главами 60 и 61 ТК регламентирован порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Решение данных вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя в соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. В данной статье признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено определение принципов и порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также установление системы и полномочий органов государственной власти, осуществляющих указанный контроль (надзор). Перечень этих органов, их полномочия предусмотрены ТК (см. гл. 57). Единой централизованной системой является Федеральная инспекция труда, которая, как и все другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, должна действовать по единым правилам в области труда.

На всей территории РФ обеспечивается единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот порядок в настоящее время регулируется ст. ст. 227 - 231 ТК.

К ведению федеральных органов государственной власти отнесены система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственная экспертиза условий труда проводится с целью обеспечения соответствия условий труда установленным требованиям (ст. 216.1 ТК). Эти требования определяются государственными стандартами системы стандартов безопасности труда, отраслевыми стандартами системы стандартов безопасности труда, санитарными правилами, правилами безопасности, правилами и инструкциями по охране труда. Статья 216.1 дополнена указанием на систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (разд. X ТК).

Федеральные органы государственной власти определяют порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей. К их ведению отнесены виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Иными словами, все вопросы по применению материальной и дисциплинарной ответственности решаются на федеральном уровне. Поскольку применение мер юридической ответственности в любом случае влечет негативные последствия для работника, то в целях избежания ошибок при привлечении его к ответственности важно, чтобы были установлены единые правила ее применения. Таким образом, вопросы материальной ответственности регламентированы в разд. XI ТК, а вопросы дисциплинарной ответственности - в гл. 30 ТК.

К исключительной компетенции федеральных органов государственной власти отнесено также установление системы государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда, требующей единообразного осуществления статистической деятельности на всей территории РФ по единым правилам.

В силу своего значения особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников отнесены к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Полномочия федеральных органов в этой области должны быть адекватны потребностям практики, требующим развития трудового законодательства, распространяющегося на всех работников, и законодательства, направленного на дифференциацию правового регулирования труда отдельных категорий работников, что получило свое закрепление в разд. XII ТК (см. ст. ст. 251 - 351).

Согласно ч. 2 комментируемой статьи по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, не перечисленным в ч. 1 данной статьи, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Однако при этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным на федеральном уровне, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета самого субъекта РФ, т.е. осуществляется при экономических возможностях субъектов РФ.

Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность опережающего нормотворчества субъектов РФ по вопросам, решение которых является прерогативой федерального законодателя. Речь идет о ситуациях, когда тот или иной вопрос не получил разрешения на федеральном уровне. В этом случае субъект РФ вправе, не дожидаясь федерального нормативного правового акта, самостоятельно урегулировать ту или иную ситуацию. Однако в случае последующего принятия федерального закона или иного нормативного правового акта по этому вопросу нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

В ч. 4 комментируемой статьи установлен приоритет ТК и федеральных законов в двух случаях: во-первых, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит ТК или иным федеральным законам; во-вторых, при снижении уровня трудовых прав и гарантий работникам, установленного ТК или иными федеральными законами. В этих случаях закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ не подлежит применению, и в первом и во втором случае применяется ТК или соответствующий федеральный закон.

Трудоустройство молодого специалиста Трудовой договор Трудовая книжка

Сторонами трудовых отношений в соответствии со статьями 20 и 56 Трудового кодекса РФ являются работник и работодатель.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Определение трудового договора сформулировано в статье 56 Трудового кодекса РФ.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в котором определены права и взаимные обязанности сторон.

В соответствии с трудовым договором работодатель обязуется:

  • предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции,
  • обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором,
  • своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Работник же в соответствии с трудовым договором обязан:

  • лично выполнять определенную трудовым договором трудовую функцию,
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Содержание трудового договора определено в статье 57 Трудового кодекса РФ и включает в себя: сведения о сторонах трудового договора, дате и месте его заключения, обязательные и дополнительные условия трудового договора (Раздел III ТК РФ).

В трудовом договоре указываются:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательные условия трудового договора:

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • дата начала работы (а в случае заключения срочного трудового договора - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения);
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
  • компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте);
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
  • условие об обязательном социальном страховании работника;
  • другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В том случае, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из обязательных сведений или условий, трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями.

Отсутствие в тексте договора какого-либо из обязательных условий или каких-либо сведений о лицах, заключивших договор, не влечет недействительность договора и его расторжение. Стороны договора должны дополнить его недостающими сведениями и (или) условиями.

При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться и дополнительные условия, однако они не должны ухудшать положение работника.

Дополнительные условия трудового договора не должны ухудшать положение работника.

Дополнительными условиями трудового договора являются:

  • условие об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • условие об испытании;
  • условие о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • условие об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока (если обучение проводилось за счет средств работодателя);
  • условие о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
  • условие об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
  • условие об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Вопросы, связанные с заключением трудового договора, детально регламентируются в главе 11 Трудового кодекса РФ. Это и определение возраста, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63), и установление гарантий при заключении трудового договора (ст. 64), и определение перечня документов, которые лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю (ст. 65), и порядок ведения трудовой книжки работника (ст. 66), и требования, предъявляемые к форме трудового договора (ст. 67), и установление порядка оформления приема на работу (ст. 68).

Трудовой договор должен быть составлен в письменной форме в двух экземплярах.

Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (в том случае, если трудовой договор заключается впервые, а также в случае, если работник поступает на работу на условиях совместительства, предъявление трудовой книжки не требуется);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (в том случае, если лицо поступает на работу впервые, предъявление страхового свидетельства не требуется);
  • документы воинского учета (только для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Данная справка предъявляется лицами, поступающими на государственную службу (в частности, на службу в правоохранительные органы). К примеру, гражданин Российской Федерации, осужденный за преступление, имеющий или имевший судимость, не может быть принят на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры, не может быть судьей, ему не может быть выдана лицензия на занятие частной детективной и охранной деятельностью.

Документы, не включенные в данный перечень, запрещается требовать у лица, поступающего на работу.

Однако при поступлении граждан (в том числе и из числа молодых специалистов) на государственную и муниципальную службу, при трудоустройстве иностранного работника работодатель вправе потребовать предоставления ему дополнительных документов, перечень которых установлен в федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Справочно:

При поступлении на муниципальную службу гражданин дополнительно представляет:

  • заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
  • собственноручно заполненную и подписанную анкету по установленной форме;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  • заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
  • сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации только при наличии разрешения на работу.

В том случае, если трудовой договор заключается впервые (к примеру, с выпускником ВУЗа), обязанность по оформлению трудовой книжки и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования возлагается на работодателя.

Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, при условии, что работа у данного работодателя является для работника основной.

Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, при условии, что работа у данного работодателя является для работника основной.

Оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

В трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения (число, месяц, год) - на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • образование, профессия, специальность - на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

Кроме того, в соответствии с Законом РФ от г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» работодатель (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем) является страхователем лиц, работающих у него по трудовому договору. То есть именно работодатель заключает со страховщиками (федеральным и территориальными фондами ОМС) договоры обязательного медицинского страхования работников.

Работодатель заключает со страховщиками договоры обязательного медицинского страхования работников.

Понятие молодого специалиста в российском законодательстве

В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».

Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.

При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны.

Указ Президента РФ от г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» распространяет свое действие на молодых инженерно-технических работников, специалистов и высококвалифицированных рабочих организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в возрасте до 35 лет.

В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2022 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от г. № 1244-р) под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.

Согласно Отраслевому соглашению организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 - 2011 годы (утв. Общероссийским профсоюзом авиаработников, Росгидрометом г.) молодой специалист – это выпускник гидрометеорологических техникумов и ВУЗов, направляемый на работу в организации и учреждения Росгидромета на основе заявок работодателей.

Согласно отраслевым соглашениям по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2009 - 2011 годы (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росстатом г.), по организациям железнодорожного транспорта на 2011 - 2013 годы (утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта г.) молодыми специалистами являются выпускники профильных учреждений профессионального образования.

Более развернутое определение молодого специалиста закреплено в Отраслевом соглашении по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 - 2011 годы и Положении о молодом специалисте ОАО «РЖД».

Согласно Отраслевому соглашению по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 - 2011 годы (утв. Профсоюзом машиностроителей РФ, Ростехрегулированием г.) молодыми специалистами считаются лица в возрасте до 30 лет, окончившие с отрывом от производства полный курс обучения в ВУЗе и поступившие на работу в организацию по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения. При этом статус молодого специалиста исчисляется тремя годами с момента заключения трудового договора с работодателем при условии обязательства молодого специалиста отработать в организации не менее 3-х лет.

В соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» от 23 декабря 2005 г. № 1295) к молодым специалистам относятся выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати лет, принятые на работу в ОАО «РЖД» в год окончания учебы в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста или на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с ОАО «РЖД». При этом в Положении указывается, что статус молодого специалиста действует в течение трех лет. Однако предусмотрена возможность продления указанного срока еще на три года в случае:

  • призыва молодого специалиста на военную службу (направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу);
  • направления молодого специалиста на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;
  • направления молодого специалиста в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации на срок не более трех лет;
  • предоставления молодому специалисту отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник ВУЗа, претендующий на получение статуса «молодой специалист».

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

  • Лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию.
  • Лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности.
  • Лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли.

Справочно:

Дополнительные критерии, установленные в организациях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

  1. Лицо должно окончить полный курс обучения в ВУЗе с отрывом от производства, т.е. лицо должно являться выпускником Вуза очной формы обучения.
  2. Лицо должно трудоустроиться по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения.

Дополнительные критерии, установленные в организациях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

  1. Лицо должно быть направлено на работу по заявке работодателя.

Дополнительные критерии, установленные в ОАО «РЖД»:

  1. Лицо должно окончить полный курс обучения в ВУЗе с отрывом от производства, т.е. лицо должно являться выпускником Вуза очной формы обучения.
  2. Лицо обучалось по договору целевой подготовки специалиста.
  3. Лицо было принято на работу на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с работодателем.

Кроме того, в Отраслевых соглашениях установлен и возрастной критерий. Как правило, статус молодого специалиста распространяется на лиц в возрасте до 30-35 лет.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://tkrfkod.ru/statja-6/
  • https://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/legal-aspects/
  • https://sttkrf.ru/6
  • https://newtkrf.ru/statya6-tk-rf
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий