Что не является дтп

 

Что такое ДТП, какие виды существуют. Кто является участником ДТП. Каковы причины происшествий. Действия участников после происшествия. Виды ДТП на автомобильном транспорте их определение и классификация. Основные причины способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий. Перечень видов ДТП, утвержденные приказом МВД РФ от 18.06.96 № 328 "О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647".

Виды ДТП

В правовом поле имеется градация, по которой распределены виды ДТП на автомобильном транспорте. Определение типа аварии влияет на процесс оформления материалов по ней. Разберемся более подробно с тем, какими же бывают ДТП.

Столкновение

Под ним подразумевается физический контакт автомобиля в процессе движения с другими перемещающимися транспортными средствами. В столкновении может быть задействовано сразу несколько машин, что часто происходит на скользкой дороги.

Столкновение имеет место при контакте автомобиля с поездом. Происходит это в случае нарушения правил пересечения железнодорожного переезда.

Опрокидывание

Это переворот движущейся машины на бок или на крышу. Опрокидывание часто происходит в случае резкого поворота или тогда, когда водитель по разным причинам теряет контроль над управлением транспортом.

Автомобиль может перевернуться в том случае, когда в него на большой скорости въезжает другая машина. Чаще всего это происходит при боковом столкновении. В результате машину может выбросить на встречную полосу или даже тротуар. Нередко это оборачивается травмами для людей.

Наезд на стоящее транспортное средство

Это столкновение с припаркованным автомобилем, включая и прицеп к нему. При этом не имеет значения, где остановилась пострадавшая машина.

Часто данный тип ДТП случается на стоянках открытого типа. Например, въезжающий или выезжающий автомобиль сталкивается с транспортом других владельцев.

Наезд на препятствие

Такое ДТП представляет собой столкновение машины со стационарным объектом. Примером является светофор, закрепленный на дороге рекламный щит, фонарный столб.

При этом неважно, наехал ли водитель на объект или столкнулся с ним. В любом случае авария станет поводом для оформления требуемых материалов.

Наезд на пешехода

Это случай, когда автомобиль сбивает человека на переходе, другом участке дороги. Сказанное касается и ситуаций, когда сам пешеход своими действиями стремится попасть под колеса.

Если гражданин был травмирован упавшим с машины грузом, это также квалифицируется как наезд. Степень нанесенных лицу телесных повреждений в такой ситуации значения не имеет.

Наезд на велосипедиста

Ситуация во многом напоминает предыдущую. Разница только в том, что пострадавшим будет лицо, сидевшее на велосипеде.

Велосипедист может сам спровоцировать контакт с автомобилем. Такие действия также квалифицируются, как наезд.

Наезд на гужевой транспорт

Это столкновение с повозками, телегами, прочими средствами передвижения, управляемых с помощью животных. Вероятность ДТП повышается в пределах сельской местности. Даже если такой транспорт сам столкнулся с автомобилем, это также будет считаться наездом.

Как мы уже отмечали, машина может сбить на дороге животное. Это тоже ДТП рассматриваемого нами вида.

Падение пассажира

Человек может упасть с движущегося транспорта. В качестве примера можно привести выпадение лица из кузова открытого фургона или из двери маршрутного автобуса.

Это происходит часто при изменении траектории передвижения. Если человек совершил падение из стоящего автомобиля, данный случай не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

Тройное ДТП

Это ситуация, когда столкнулись несколько автомобилей. То же самое касается случаев, когда пострадало несколько пешеходов. При таком типе происшествия особое внимание уделяется порядку возмещения причиненного ущерба всем сторонам.

В процесс вовлекаются сразу несколько страховых компаний, решающие вопрос с выплатами по ОСАГО. Не исключены и судебные разбирательства между участниками происшествия, пострадавшими в части получения денежных компенсаций.

Бесконтактное ДТП

В рамках дорожного движения существует ряд ситуаций, когда дорожно-транспортное происшествие считается таковым без физического соприкосновения с автомобилем, пешеходом. Однако при этом машине потерпевшей стороны все равно наносится определенный урон.

Вот несколько примеров. Второй автомобиль «подрезает» участника аварии или выезжает на встречную полосу. В такой ситуации пострадавшей стороне ничего не остается делать, как совершить маневр для предотвращения аварийной ситуации. Он может привести к тому, что машина врезается в дерево, забор дома.

Падение груза на автомобиль с машины, следующей впереди, также относится к данному типу аварий. Кстати если впереди идущий транспорт зацепил дерево, дорожный знак, иной объект, что привело к его падению на другие машины – это тоже бесконтактное ДТП.

Отличительной чертой данного вида происшествий является то, что к ответственности привлекается водитель, спровоцировавший ДТП.

Иной вид ДТП

Многие водители не соблюдают правила проезда перекрестков. В результате часто случается ДТП при повороте налево. В рамках него происходит столкновение с транспортом, едущим в другом направлении.

Когда составляются документы по данному событию, важно правильно составить схему по ДТП. Она поможет определить виновника дорожного инцидента.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью "Бесконтактное ДТП. Судебная практика"

Участники ДТП

Все лица, имеющие отношение к происшествию являются его участниками. Исходя из категорий участников дорожного движения, можно определить и субъектный состав аварии.

  • водитель транспортного средства;
  • пешеход;
  • пассажир.

При этом, водитель и пассажир относятся к лицам, находящимся в автомобиле, на мотоцикле. Это обстоятельство объединяет их вместе с самим ТС в одну условную сторону правоотношений. Пассажир же является внешним участников, не связанным с ТС.

Можно применить также иную классификацию, опирающуюся на характер вовлеченности в аварию:

  • виновник;
  • пострадавший.

Если объединить обозначенные классификации, то получится наиболее полная и подробная:

  1. Водитель-виновник.
  2. Водитель-пострадавший.
  3. Пассажир (не получивший в аварии увечий).
  4. Пассажир, которому был причинен физический вред.
  5. Пешеход-виновник аварии.
  6. Пострадавший пешеход.

Все участники в результате дорожного происшествия «получают» определенные обязанности и/или права, связанные с конкретной аварией.

Сюда можно отнести право на получение компенсации имущественного ущерба и/или вреда здоровью, а также корреспондирующая данному праву обязанности их возместить; право обращения в страховую компанию за выплатой; право на возмещение морального вреда.

Ответственность виновника

Она может быть трех типов. Административная ответственность в зависимости от сложности аварии и наступивших последствий может заключаться в штрафе, изъятии водительского удостоверения. Например, штраф может быть назначен за ДТП при движении задним ходом.

Если следствием ДТП стали тяжкие телесные повреждения у пострадавшего или летальный исход, возбуждается уголовное дело. Наказание ужесточается в том случае, когда виновник был пьян, или авария повлекла за собой смерть двух и более человек.

Административные, уголовные санкции не освобождают виновника от компенсации всего нанесенного ущерба. Он может быть материальным, моральным. Часть платежей во многих случаях берет на себя страховая компания, но она и может выдвинуть регрессные требования к виновнику ДТП.

Виды дорожно-транспортных происшествий

В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:

  • со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом.

По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:

  • материальный ущерб;
  • лёгкие телесные повреждения — кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. КоАП РФ);
  • телесные повреждения средней степени вреда — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. КоАП РФ);
  • тяжкие телесные повреждения — опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от г. № 522);
  • смерть потерпевшего;
  • особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).

Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.

По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ –2015):

  • столкновение транспортных средств между собой или с поездом;
  • опрокидывание — потеря устойчивости не в связи со столкновением или наездом, съездом с дороги (например, при критическом наклоне дороги, в результате порыва ветра и т. п.);
  • наезд на стоящее транспортное средство;
  • наезд на препятствие (любой неподвижный объект, кроме транспортного средства);
  • наезд на пешехода, в том числе когда пешеход натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на велосипедиста, в том числе когда велосипедист натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на гужевой транспорт (как на животных, так и ведомое им устройство), в том числе когда такой транспорт натолкнулся на автомобиль;
  • падение пассажира в процессе движения (например, в автобусе);Падение пассажира в автобусе также является ДТП
  • иные ДТП:
    • наезд на других животных, кроме гужевого транспорта;
    • съезд с дороги;
    • падение груза;
    • отбрасывание предмета;
    • наезд на лицо, не являющееся пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный работник и т. п.).

Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств — юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).

Государственная статистическая отчётность учитывает только ДТП, в результате которых погибли ли ранены люди

Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.

В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление — водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.

Распространённость явления повлекли введение в мае 2022 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.

В статистику попадают только данные, зафиксированные ГИБДД

Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.

Основные действия участников ДТП

Фото 2

Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку.

При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).

При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.

Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию. Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости.

Специальных статей в законе, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия, нет. Все они вытекают из толкования самого определения данного понятия. Среди признаков ДТП следует выделить следующие.

Территориальный признак

Происходит авария на дороге, а не на других участках земли. К примеру, не будет являться ДТП столкновение самосвала, привезшего песок, с крыльцом дачного домика на садовом участке.

Любой участок дороги и любая ее часть может стать местом происшествия. Не имеет значение расположение транспортных средств после аварии. Важно именно место столкновения. Так, к примеру, если после удара обе машины вылетели с дороги, все равно будет иметь место дорожно-транспортное происшествие.

Субъектный признак

Хотя бы один участник аварии должен управлять транспортным средством. Без ТС не будет и ДТП.

Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.

А вот если человек бегущий по дороге снесет рукой зеркало отъезжающей от обочины машины, это уже будет дело ГИБДД.

Признак последствий

Следствием аварии является причинение материального ущерба самому транспортному средству и/или иным материальным объектам, причинены физические повреждения людям.

Если машину занесет на дороге, развернет поперек полосы, но при этом никто не пострадает и ничего не поцарапается, то тоже будет ДТП.

Самым страшным последствием аварии является гибель человека. Данное последствие также специально прописано в Правилах дорожного движения применимо к понятию ДТП.

Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Так, внезапный сердечный приступ может сыграть роковую роль в жизни прочих участников дорожного движения, находящихся в этот момент рядом.

Признак динамики

Событие ДТП должно произойти именно в результате движения, совершаемого ТС.

Повреждение стоящего на дороге автомобиля открываемой дверью соседней машины будет рассмотрено как причинение имущественного ущерба, не относящееся к юрисдикции ГИБДД.

Данный признак непосредственно связан с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно иметь место движение, во-вторых, оно должно быть на дороге.

Субъективная сторона

Отсутствие умысла на столкновение хотя бы одного из участников аварии влечет отнесение ее к рассматриваемой категории событий.

Если же авария запланирована, при этом правомерными методами, то она не относится к ДТП. К примеру, специально организованная авария машины на съемках фильма на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2022 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Причины ДТП

Фото 3

Аварии происходят из-за разных факторов, а чаще всего, при стечении сразу нескольких обстоятельств.

Причины дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на несколько блоков.

Существует поговорка, что в ДТП не бывает невиновных.

Действительно, даже при формальном соблюдении водителем ПДД, всегда есть элемент невнимательности, самоуверенности, без которых столкновения можно было бы избежать.

По этой причине не стоит рассчитывать на то, что собственная правота защитит от аварии. Лучше иногда уступить дорогу нарушителя, чем стать жертвой его нарушения.

Возмещение ущерба и морального вреда

ДТП неразрывно связано с вопросами возмещения вреда. Обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда лежит на виновнике ДТП. Исходя из обстоятельств, может быть установлена обоюдная вина участников события или вина нескольких водителей, если произошло массовое происшествие. При возмещении ущерба в рамках ОСАГО вина нескольких участников признаётся равной, пока не установлено иное, выплата производится пропорционально.

Следует понимать, что ГИБДД не устанавливает вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и определяет нарушения Правил дорожного движения в действиях участников. В общем случае нарушитель ПДД является виновным в причинении ущерба, но в спорных ситуациях установление вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

Основные причины ДТП

Стоит обратить внимание, что для возникновения ДТП существуют определенные причины. Среди них можно отметить все возможные факторы риска, имеющие отношение к действиям участника движения или к воздействиям внешней среды.

Практически анализ основной массы ДТП показал, что очень часто аварийные ситуации происходят по причине некорректных действий водителей. ДТП разной сложности возникают при нарушении водителем ПДД.

Что касается основания для нарушения ПДД, то здесь может быть несколько факторов:

  • усталость и физическое недомогание водителя;
  • факторы, которые снимают акцент внимания водителя с трассы – телефон, например;
  • неблагоприятные условия погоды;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • алкогольное опьянение.

Причин, которые могут повлечь за собой нарушение ПДД, существует достаточно много, но среди самыми распространенными считается употребление участниками движения наркотиков и алкоголя.

Что относится к ДТП?

К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями. Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные.

Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП.

При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям.

В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.

Необходимо понимать, что является ДТП, что нет. Это поможет в определенной ситуации защитить свои права.

Категории участников ДТП

Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.

Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:

  1. Водитель. Это может быть не только человек, который управляет автомобилем, но погонщик скота, ведущий стадо по дороге, инструктор по вождению, находящийся рядом с человеком, который учится управлять транспортным средством.
  2. Пассажир. К данной категории участников дорожного движения относится не только лицо, находящееся в автомобиле одновременно с водителем, но также человек, который выходит или заходит из транспортного средства. Чтобы было более понятно, можно привести пример. К категории принимающего участие в ДТП пассажира может выступать человек, вышедший из автобуса и пострадавший по той причине, что водитель раньше времени закрыл дверь или тронулся с места.
  3. Пешеход. Это такой участник движения, который не только передвигается по трассе или по рядом расположенной зоне. К категории пешеходов могут быть отнесены люди, ведущие рядом с собой велосипед или мотоцикл и те, кто едет на самокате, на коньках или на ином аналогичном устройстве. К пешеходам также можно отнести лица, которые ведут инвалидную и детскую коляску.

ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.
При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

Определение понятия «ДТП»

Фото 4

По нормативным предписаниям ДТП это событие, возникшее при движении автомобиля, вследствие которого пострадали люди, другой транспорт, а также имущество (груз, дорожные конструкции, деревья, недвижимость).

Определение ДТП в правилах дорожного движения в пункте 1.2. Кроме того, трактовка понятия дорожного происшествия содержится в ФЗ «О безопасности дорожного движения», прочих подзаконных актах.

Если же говорить о норме в ПДД, можно выделить следующие признаки ДТП:

  • инцидент произошел во время движения;
  • в ходе него есть пострадавшие;
  • в результате ДТП причинен вред имуществу, здоровью людей.

Ключевым моментом является то, что происшествие неразрывно связано с движущимся транспортным средством, включая его остановку на короткое время (не более 5 минут). Если ущерб будет нанесен стоящей машине (падение дерева, поджог, проявление хулиганских действий), такие действия считаться ДТП не будут. Такого мнения придерживается не только законодательство, но и судебная практика.

У многих возникает вопрос, чем отличается авария от ДТП. Есть два варианта ответа. При аварии не наступило ущерба. Например, две машины столкнулись, практически не повредив друг друга (мелкие царапины не в счет). С позиции же законодательства аварией считается чрезвычайное событие, случившееся на промышленном объекте.

Что относится к аварии на дороге

У ДТП классификация существует своя. Она зависит от типа повреждения транспортного средства, состава участников события, дорожной обстановки. Дальше мы более детально разберемся, что считается ДТП.

Например, к таковым можно отнести наезд на препятствие. В качестве преграды можно отнести фонарный столб, опору моста или забор вокруг дома, предприятия.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2022 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая  подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть разными. Основная из них – это нарушение норм правил дорожного движения в части соблюдения, скоростного режима, обгона, проезда перекрестка или светофора.

Сказанное касается и игнорирования дорожных знаков. Кроме того, к значительной части ДТП причастны нетрезвые водители.

Вина водителя также очевидна при несоблюдении режима пересечения железнодорожных переездов. В этом случае крупный денежный штраф сопровождается лишением права управления автомобилем.

Если говорить о ДТП, причины их возникновения могут зависеть от водителя в меньшей степени. Под этим подразумеваются погодные условия или неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инциденту также могут способствовать поломка автомобиля (например, отказ тормозов) или резкое ухудшение самочувствия сидящего за рулем (обморок, сердечный приступ).

К ДТП могут быть причастны пешеходы, переходящие проезжую часть в неположенном для этого месте. Некоторые личности сознательно бросаются под колеса двигающегося автомобиля, пытаясь таким способом свести счеты с жизнью.

Кто может стать участником?

Классифицировать участников происшествия на дороге можно по нескольким критериям. Во-первых, степень виновности в ДТП позволяет говорить о виновной стороне и потерпевшей, причем виновниками могут быть как машины, так и пешеходы, пассажиры. К категории потерпевших относятся собственники транспорта, физические и юридические лица (например, ущерб нанесен зданию, которое находится в собственности компании). Во-вторых, классификация может основываться на роли участников ДТП в дорожном движении: водители, пешеходы, пассажиры. В качестве водителя рассматривается не только гражданин, управляющий ТС, но и автоинструктор, который находится на пассажирском сидении рядом с учеником. Категория пешеходов включает в себя участников движения, которые:

  • Перемещаются по дороге или в зоне, расположенной поблизости (тротуары, остановки общественного транспорта);
  • Двигаются, ведя в руках велосипед, мотоцикл, скутер, мопед;
  • Катаются на самокате, роликовых коньках, гироскутере и т.д.;
  • Управляют движением детской или инвалидной коляски, тележки.

К пассажирам относят лиц, которые находятся в транспорте вместе с водителем, а также входящих, выходящих из общественного или другого ТС. Например, дорожно-транспортным происшествием будет признана ситуация, при которой пассажир, совершая посадку в такси, получил травму из-за резкого движения машины. Зачастую такие события происходят в перегруженном общественном транспорте в часы пик. В ДТП может принимать участие как одна сторона, так и несколько.

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Понятия и определение

Изучая определение ДТП в правилах дорожного движения, можно отметить, что аббревиатура ДТП характеризуется, как дорожно-транспортное происшествие.

Из данного термина всегда следует определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному, двум или более транспортным средствам.

Недостаточно знать, все про ДТП что это такое расшифровка. Стоит ознакомиться с критериями их классификации.

Несмотря на подобное понятие, нет возможности понять, какая именно ситуация может быть расценена, как дорожно транспортное происшествие. Определение стоит изучить более подробно.

Важно знать не только, что означает данное понятие, но также что под ним подразумевается. В современном Федеральном законодательстве, а также в правилах учета дорожных авариях дается некоторое определенное ДТП.

По сути, это некоторое событие, которое случилось в процессе передвижения транспортного средства и повлекло за собой вред здоровью или жизни людей, а также принявших участие в аварии автомобилей, грузов и разных недвижимых объектов.

ДТП – это особое нарушение ПДД или несоблюдение общепринятых принципов эксплуатации средства передвижения, что повлекло определенный ущерб.

В качестве административного нарушения в 2022 году рассматривается урон легкой, а также средней тяжести. В более тяжелых случаях и ситуациях аварийная ситуация будет проходить уже по уголовному содержанию.

Видео: Что такое ДТП?

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://avtoyurist.org/dtp/vidy-dtp/
  • http://logos-pravo.ru/articles/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-dtp-ponyatie-i-vidy
  • https://avtoyurist.org/dtp/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-harakteristika-uchastniki-posledstviya/
  • https://bumper.guru/dtp/chto-takoe-dtp.html
  • http://pravo-auto.com/chto-takoe-dtp-opredelenie-v-pdd/
  • https://insur-portal.ru/dtp/chto-takoe-dtp
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий